SoftWeather
2023-06-21 16:24

Как составляется техническое задание на разработку

Разработка ИТ-продукта (сайта, мобильного приложения, автоматизированной системы и#nbsp;т.#nbsp;д.)#nbsp;— сложный процесс, в#nbsp;котором участвуют несколько исполнителей. Чтобы финальный результат соответствовал ожиданиям клиента, важно на#nbsp;начальном этапе составить грамотное и#nbsp;эффективное техническое задание.

В#nbsp;этой статье разберемся, из#nbsp;каких этапов складывается процесс составления технического задания на#nbsp;разработку и#nbsp;какие детали важно при этом учесть.

Что такое техническое задание на разработку

Техническое задание (ТЗ)#nbsp;— это документ, в#nbsp;соответствии с#nbsp;которым проводится разработка и#nbsp;в#nbsp;котором четко прописаны характеристики финального продукта.

Подробное и#nbsp;однозначное#nbsp;ТЗ позволяет максимально точно оценить стоимость и#nbsp;сроки разработки, а#nbsp;работа по#nbsp;нечеткому#nbsp;ТЗ может привести к#nbsp;многочисленным переделкам, удорожанию проекта и#nbsp;срыву изначально согласованных сроков.

По своей сути техническое задание является основным документом, определяющим требования к ИТ-проекту.
Составить техническое задание может:

  • Сам заказчик. В#nbsp;этом случае он#nbsp;предоставляет документ компании-разработчику вместе с#nbsp;оформлением заявки.

  • Аналитик компании-разработчика в#nbsp;тесном сотрудничестве с#nbsp;заказчиком. Это наиболее эффективный способ составления#nbsp;ТЗ: аналитик учитывает детали, о#nbsp;которых может не#nbsp;догадываться заказчик, опрашивает сотрудников заказчика, предлагает варианты и#nbsp;наиболее оптимальные решения.

Составление технического задания: основные этапы

Несмотря на#nbsp;то#nbsp;что для#nbsp;разных ИТ-продуктов#nbsp;ТЗ могут составлять по-разному, в#nbsp;этом процессе можно выделить несколько основных этапов, общих для#nbsp;любого проекта:
Этап 1. Проработка видения продукта

На#nbsp;этом этапе заказчик объясняет, для#nbsp;чего нужен создаваемый ИТ-продукт аудитории, кто будет им#nbsp;пользоваться и#nbsp;какие задачи решать.


Этап 2. Аналитика

На#nbsp;следующем этапе анализируется рынок: прорабатывается портрет целевой аудитории, анализируются конкуренты, их#nbsp;продукты, подходы и#nbsp;решения.


Этап 3. Генерация идей и#nbsp;их#nbsp;анализ

После проработки концепции продукта и#nbsp;подробной аналитики рынка нужно собрать все идеи, которые можно реализовать в#nbsp;рамках проекта, и#nbsp;проанализировать их#nbsp;актуальность, выполнимость и#nbsp;уместность.


Этап 4. Формирование требований

На#nbsp;основе результатов предыдущего этапа, а#nbsp;также пожеланий клиента составляется четкий список функциональных требований к#nbsp;создаваемому продукту.

Сюда включаются:

  • требования к#nbsp;дизайну;
  • подробное и#nbsp;полное описание необходимых функций;
  • требуемые интеграции с#nbsp;внешними сервисами;
  • сценарии использования продукта пользователями;
  • примеры и#nbsp;референсы среди других продуктов: что должно быть в#nbsp;разрабатываемом продукте, а#nbsp;чего нужно избегать;
  • требования к#nbsp;проверке и#nbsp;тестированию продукта: как и#nbsp;по#nbsp;каким критериям должен тестироваться продукт.
После выполнения всех перечисленных выше этапов заказчик и#nbsp;компания-исполнитель получают подробный документ, благодаря которому разработчики четко знают, какой продукт они должны разработать, а#nbsp;заказчик может быть уверен, что конечный результат будет соответствовать его ожиданиям.