Разработка ИТ-продукта (сайта, мобильного приложения, автоматизированной системы и т. д.) — сложный процесс, в котором участвуют несколько исполнителей. Чтобы финальный результат соответствовал ожиданиям клиента, важно на начальном этапе составить грамотное и эффективное техническое задание.
В этой статье разберемся, из каких этапов складывается процесс составления технического задания на разработку и какие детали важно при этом учесть.
В этой статье разберемся, из каких этапов складывается процесс составления технического задания на разработку и какие детали важно при этом учесть.
Что такое техническое задание на разработку
Техническое задание (ТЗ) — это документ, в соответствии с которым проводится разработка и в котором четко прописаны характеристики финального продукта.
Подробное и однозначное ТЗ позволяет максимально точно оценить стоимость и сроки разработки, а работа по нечеткому ТЗ может привести к многочисленным переделкам, удорожанию проекта и срыву изначально согласованных сроков.
Подробное и однозначное ТЗ позволяет максимально точно оценить стоимость и сроки разработки, а работа по нечеткому ТЗ может привести к многочисленным переделкам, удорожанию проекта и срыву изначально согласованных сроков.
По своей сути техническое задание является основным документом, определяющим требования к ИТ-проекту.
Составить техническое задание может:
- Сам заказчик. В этом случае он предоставляет документ компании-разработчику вместе с оформлением заявки.
- Аналитик компании-разработчика в тесном сотрудничестве с заказчиком. Это наиболее эффективный способ составления ТЗ: аналитик учитывает детали, о которых может не догадываться заказчик, опрашивает сотрудников заказчика, предлагает варианты и наиболее оптимальные решения.
Составление технического задания: основные этапы
Несмотря на то что для разных ИТ-продуктов ТЗ могут составлять по-разному, в этом процессе можно выделить несколько основных этапов, общих для любого проекта:
Этап 1. Проработка видения продукта
На этом этапе заказчик объясняет, для чего нужен создаваемый ИТ-продукт аудитории, кто будет им пользоваться и какие задачи решать.
Этап 2. Аналитика
На следующем этапе анализируется рынок: прорабатывается портрет целевой аудитории, анализируются конкуренты, их продукты, подходы и решения.
Этап 3. Генерация идей и их анализ
После проработки концепции продукта и подробной аналитики рынка нужно собрать все идеи, которые можно реализовать в рамках проекта, и проанализировать их актуальность, выполнимость и уместность.
Этап 4. Формирование требований
На основе результатов предыдущего этапа, а также пожеланий клиента составляется четкий список функциональных требований к создаваемому продукту.
Сюда включаются:
На этом этапе заказчик объясняет, для чего нужен создаваемый ИТ-продукт аудитории, кто будет им пользоваться и какие задачи решать.
Этап 2. Аналитика
На следующем этапе анализируется рынок: прорабатывается портрет целевой аудитории, анализируются конкуренты, их продукты, подходы и решения.
Этап 3. Генерация идей и их анализ
После проработки концепции продукта и подробной аналитики рынка нужно собрать все идеи, которые можно реализовать в рамках проекта, и проанализировать их актуальность, выполнимость и уместность.
Этап 4. Формирование требований
На основе результатов предыдущего этапа, а также пожеланий клиента составляется четкий список функциональных требований к создаваемому продукту.
Сюда включаются:
- требования к дизайну;
- подробное и полное описание необходимых функций;
- требуемые интеграции с внешними сервисами;
- сценарии использования продукта пользователями;
- примеры и референсы среди других продуктов: что должно быть в разрабатываемом продукте, а чего нужно избегать;
- требования к проверке и тестированию продукта: как и по каким критериям должен тестироваться продукт.
После выполнения всех перечисленных выше этапов заказчик и компания-исполнитель получают подробный документ, благодаря которому разработчики четко знают, какой продукт они должны разработать, а заказчик может быть уверен, что конечный результат будет соответствовать его ожиданиям.