Словарь

А

  • Айосник — iOS-разработчик создает приложения для устройств Apple.


Б

  • Бриф — это краткий документ, который описывает задачу или проект, включая цели, требования, целевую аудиторию, бюджет и сроки выполнения работы. Он используется для обеспечения единого понимания задачи между заинтересованными сторонами.
  • Бэкап (Backup) — это процесс создания резервной копии данных с целью обеспечения их сохранности и возможности восстановления в случае их потери, повреждения или удаления. Бэкапы могут включать резервное копирование файлов, баз данных, операционных систем или целых системных конфигураций. В случае потери данных, бэкапы позволяют восстановить информацию и восстановить работоспособность системы или приложения.
  • Бизнес-процесс (БП) — это последовательность связанных операций и действий, которые выполняются в рамках организации или предприятия с использованием информационных технологий. Бизнес-процессы в IT включают в себя не только технические аспекты, но и организационные, функциональные и процессуальные аспекты. Они описывают, как работают отдельные подразделения или отделы, как они взаимодействуют между собой и как используются информационные системы для достижения конкретных целей и результатов. Бизнес-процессы могут варьироваться от простых операций до сложных многоуровневых процессов, и их моделирование и оптимизация играют важную роль в повышении эффективности и автоматизации работы организации.
  • Бэклог (Backlog) — список задач или требований, которые еще не выполнены, но ожидают своей реализации в рамках проекта или разработки программного продукта. Обычно используется в Agile-методологиях разработки для управления рабочим процессом.


В

  • Валидность — это степень, в которой методика, инструмент или технология соответствуют поставленным задачам и измеряют их точно и надежно.
  • Веб-сервер — это программное обеспечение, которое обрабатывает запросы от клиентов и предоставляет веб-страницы и другие ресурсы через протокол HTTP (Hypertext Transfer Protocol). Веб-серверы обеспечивают доступ к веб-сайтам и приложениям в интернете, обеспечивая их доступность и функциональность для пользователей.


Г

  • Гит (Git) — распределенная система управления версиями, широко используемой разработчиками программного обеспечения для отслеживания изменений в исходном коде проекта. Гит позволяет эффективно работать над проектами в команде, фиксировать изменения, создавать ветки, сливать их и возвращаться к предыдущим версиям кода.
  • Геймдев (GameDev) — это сокращенное обозначение для индустрии разработки компьютерных игр (Game Development). Включает в себя процесс создания и разработки игр, включая концептуализацию, дизайн, программирование, тестирование, искусство, аудио и множество других аспектов.


Д

  • Дейли — это ежедневное совещание в Agile-командах, на котором обсуждают текущий прогресс, планы и проблемы для обеспечения прозрачности и координации работы команды.
  • Дод (Definition of Done) — это набор критериев, которые должны быть выполнены, чтобы задача или этап работы считался завершённым. Если все условия из списка ДоД выполнены, команда может быть уверена, что задача сделана правильно.


К

  • Клиент-сервер — это архитектурная модель в компьютерных сетях, где клиентские устройства (как правило, компьютеры или мобильные устройства) обращаются к серверам для получения данных, ресурсов или услуг. В этой модели клиент отправляет запросы на сервер, который обрабатывает эти запросы и возвращает запрошенную информацию обратно клиенту. Клиент-серверная модель является основой для функционирования множества интернет-сервисов и приложений, где серверы предоставляют данные и функциональность, а клиенты получают доступ к ним через сеть.
  • Код-стайл (Code Style) — набор правил и соглашений, определяющих структуру и форматирование программного кода в рамках проекта или команды разработчиков. Целью код-стайла является обеспечение единообразия и читаемости кода, что упрощает его понимание и поддержку как самими разработчиками, так и другими участниками проекта.
  • Код-ревью (Code Review) — практика в разработке программного обеспечения, которая заключается в тщательном и систематическом анализе кода, написанного одним или несколькими разработчиками, другими членами команды. Цель код-ревью состоит в выявлении потенциальных ошибок, улучшении качества кода, соблюдении код-стайла и обмене знаний между участниками команды.
  • Компилить — процесс преобразования исходного кода программы, написанного на программном языке, который понимает человек, в машинный код или байт-код, который понимает компьютер. Компиляция нужна для того, чтобы программа могла быть выполнена на компьютере.
  • KPI (Key Performance Indicator, ключевой показатель эффективности) — это конкретные метрики, которые используются для измерения успеха организации, отдела или индивидуального сотрудника в достижении определённых целей. KPI помогает понять, насколько успешно выполняются поставленные задачи и какие аспекты работы нужно улучшить.


М

  • Митинг — это совещание команды для обмена информацией, координации действий и принятия решений по проекту или задачам.
  • Майлстоун (Milestone) — ключевой этап или событие в проекте. Майлстоуны как бы разбивают проект на отдельные фазы, позволяя контролировать его ход и оценивать прогресс. Это может быть завершение определенного этапа работы, выполнение важной задачи и т.д.


П

  • Пулреквест — это механизм контроля версий, позволяющий разработчикам предлагать изменения в основную ветку кода через создание запроса на внесение изменений, что упрощает сотрудничество и контроль версий в больших проектах.
  • Пайплайн (Pipeline) — это последовательность связанных этапов или операций, которые выполняются в определенном порядке для достижения конечной цели или результата. В информационных технологиях и программировании, пайплайн обычно относится к процессу обработки данных или выполнению определенных задач. Он может включать такие шаги, как сбор и обработка данных, анализ, преобразование и передача данных между различными компонентами системы. Пайплайны используются для автоматизации и оптимизации работы, обеспечивая более эффективное выполнение задач и управление процессами.
  • Прод, продакшен (Production) — представляет собой рабочую версию продукта, которая доступна конечным пользователям. Выкатить в прод означает сделать новую функцию или возможность доступной для аудитории.


Р

  1. Релиз — это процесс выпуска новой версии программного обеспечения, которая включает в себя новые функции, исправления ошибок, улучшения производительности и другие изменения. Релиз обычно связан с определенным номером версии и сопровождается документацией, описывающей внесенные изменения и инструкции по их установке и использованию. Релизы могут быть плановыми и выпускаться в соответствии с определенным расписанием, а также могут быть непредвиденными в случае необходимости реагирования на критические проблемы или уязвимости в программном обеспечении.


С

  • Спринт — это короткий цикл разработки программного продукта, обычно от 1 до 4 недель, в рамках которого команда разработчиков фокусируется на выполнении конкретных задач с использованием Agile-методологии, такой как Scrum.
  • Секопс (SecOps, Security Operations) — это практики и процессы, которые объединяют работу отделов безопасности и IT-операций. Цель Секопс — обеспечить, чтобы системы были безопасными и работали эффективно, посредством совместной работы и взаимопонимания между этими командами.


Т

  • Требования — это спецификация функций и ограничений для разрабатываемой системы. Функциональные требования определяют, что система должна делать, а нефункциональные требования описывают ограничения и качественные аспекты системы. Они важны для создания ТЗ и обеспечивают согласование между заказчиком и разработчиками.
  • Таск (от англ. task) — это определенная работа или задача, которую необходимо выполнить в рамках проекта или работы над программным обеспечением. Таск обычно представляет собой конкретную цель или действие, которое должно быть выполнено для достижения определенных результатов. Таски могут быть организованы, отслеживаться и управляться в рамках системы управления проектами или задачами для обеспечения эффективности и структурированности работы.
  • Темплейт (Template) — представляет собой шаблон или образец, который используется для создания новых документов, файлов или элементов с определенной структурой и форматированием. В разработке программного обеспечения темплейты могут применяться для создания стандартных компонентов, интерфейсов или документации, что ускоряет процесс разработки и обеспечивает единообразие в продукте или проекте.
  • Тимлид (Team Lead) — руководитель команды разработчиков или специалистов в IT-проекте. Тимлид отвечает за организацию работы команды, распределение задач, контроль выполнения проекта и поддержание коммуникации внутри команды.
  • Тултип (Tooltip) — представляет собой небольшое всплывающее окно или подсказку, которая появляется при наведении курсора мыши на определенный элемент интерфейса (например, кнопку или ссылку). Тултип обычно содержит дополнительную информацию или пояснение для пользователя.


Ф

  • Фрейм — контейнер в веб-странице, позволяющий загружать в него отдельные HTML-страницы или документы и отображать разные части веб-страницы независимо друг от друга.
  • Фулстек-разработчик (Full-stack developer) — это специалист в области разработки программного обеспечения, который имеет навыки и опыт работы как на стороне клиента (Front-end), так и на стороне сервера (Back-end). Фулстек-разработчик способен работать с различными технологиями и языками программирования для создания полноценных веб-приложений или программных продуктов от начала до конца.


Х

  • Хотфикс - это маленькое исправление или изменение в программном обеспечении, выпущенное с целью решить конкретную проблему или ошибку без внесения значительных изменений в код или функциональность системы. Они обычно выпускаются в срочном порядке для устранения проблем, которые могут негативно влиять на работу программы или системы. Хотфиксы обычно применяются к текущей версии программного обеспечения до выпуска полного обновления или следующей версии.


Ю

  • Юзабилити (от англ. usability) — это понятие, используемое для описания удобства использования программного обеспечения, веб-сайта или интерфейса. Юзабилити включает в себя аспекты, такие как простота и интуитивность интерфейса, эффективность выполнения задач, удовлетворение пользовательских потребностей и легкость обучения. Хорошо спроектированное программное обеспечение с высоким уровнем юзабилити обеспечивает приятный и безопасный опыт пользователей, минимизирует ошибки и усилия, необходимые для достижения желаемых результатов.


A

  • API (Application Programming Interface) — это набор соглашений и инструкций, определенных разработчиками программного обеспечения, которые позволяют различным приложениям взаимодействовать между собой. API определяет, какие функции, методы и данные могут быть использованы для взаимодействия с определенным программным обеспечением или сервисом. Он обеспечивает стандартизацию и упрощение процесса разработки, позволяя разработчикам использовать функциональность, предоставляемую другими приложениями, без необходимости знать все подробности их внутренней работы.


B

  • BPMN (Business Process Model and Notation) — это графический стандарт для моделирования бизнес-процессов. Он позволяет визуализировать и описывать шаги, активности, потоки данных и взаимодействия между участниками процесса в понятной и наглядной форме. BPMN-диаграммы помогают анализировать, оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы, обеспечивая лучшее понимание и согласование между участниками команды и заинтересованными сторонами.


C

  • CJM (Customer Journey Mapping) — это методология, используемая для визуализации и понимания опыта клиента взаимодействия с брендом или продуктом на протяжении всего пути их взаимодействия. CJM помогает компаниям и командам разрабатывать более эффективные стратегии маркетинга и улучшать пользовательский опыт, позволяя более точно определить потребности и ожидания клиентов на каждом этапе их путешествия. Этот инструмент помогает выявить слабые места и возможности для оптимизации, а также создать более совершенные и удовлетворительные взаимодействия с клиентами.
  • CRUD — это акроним, обозначающий основные операции, которые могут выполняться над данными в информационных системах. CRUD расшифровывается как Create (Создание), Read (Чтение), Update (Обновление) и Delete (Удаление). Эти операции представляют основные функции, которые позволяют взаимодействовать с данными в базе данных или других хранилищах. Create используется для создания новых записей, Read для чтения или получения информации, Update для обновления существующих записей, а Delete для удаления записей из хранилища данных. CRUD-операции являются фундаментальными в процессе управления и обработки данных в информационных системах.


R

  • Road Map — это план на определенный период времени, который содержит информацию о целях, задачах, сроках, ресурсах и метриках, необходимых для достижения успеха проекта, продукта или компании. Он также может служить инструментом управления проектами и коммуникации между заинтересованными сторонами.


U

  • UI-kit — это набор графических элементов и компонентов интерфейса, который обеспечивает единообразный и качественный дизайн пользовательского интерфейса и ускоряет процесс разработки за счет повторного использования элементов.
  • UML-диаграмма (Unified Modeling Language, унифицированный язык моделирования) — графическое представление системы или процесса, используемое для анализа, проектирования и визуализации программного обеспечения или других сложных систем. Она включает набор графических символов и правил, позволяющих описывать структуру, функциональность и взаимодействие компонентов системы. UML-диаграммы полезны для коммуникации, документирования и понимания проектов. UML-диаграммы позволяют разработчикам и аналитикам выразить структуру, функциональность, поведение и взаимодействие компонентов системы.